Инклюзивное образование

Об обучении

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Методические рекомендации 
по составлению индивидуальной коррекционной программы 
для детей с задержкой психоречевого развития

Уважаемые коллеги! Предлагаем для рассмотрения на медико-педагогическом консилиуме в вашей образовательной организации примерный перечень мероприятий для составления краткосрочной программы, направленной на коррекцию эмоционально – волевой сферы, формирования коммуникативных навыков детей с проблемами в развитии, категории не говорящие дети, дети с задержкой речевого и психического развития. Целесообразно  разработать программу  сроком не менее 3 месяцев, по истечении которых подвести итоги эффективности и наметить дальнейшие пути коррекции. Для отслеживания динамики рекомендуем вести специальный журнал.

Категории педагогических работников

Направления работы, мероприятия

Цель

Частота занятий Хронометраж

Педагог-психолог

Песочная терапия. Куклотерапия.

Занятия по типу работы с детьми  с аутоподобным поведением.

Развитие ВПФ (внимание, память, мышление), развитие наглядно-действенного мышления, сенсорное развитие, манипуляции с предметом (цвет, форма, величина, размер)

Стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.

Релаксация, установление контакта, развитие внимания, тактильных ощущений.

15-20 минут

2-3 раза в неделю

Учитель- логопед

Занятия по типу  коррекции сенсомоторной алалии

(логомассаж, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, развитие понимания речи, развитие общих речевых навыков: развитие речевого дыхания, интонации и т.д.)На более поздних этапах учить ребёнка пользоваться побудительной формой общения

(дай, помоги, пойдём), научить выражать просьбу одним словом, словосочетанием, предложением.

Установление межличностного контакта, развитие начальных речевых навыков

15-20 минут

не менее 3 раз в неделю

Музыкальный руководитель

Сеансы звукотерапии:

слушание музыки, сопряжённое выполнение упражнений в такт  медленной музыки, держась за руки с ребёнком- элементы логоритмики

Установление контакта, развитие внимания, ритмических и слуховых ощущений.

15 минут

не менее 2 раз в неделю

Инструктор по физической культуре

Сопряжённое выполнение

упражнений в игровой форме

Упражнения на развитие общей моторики

Установление контакта, развитие внимания, ритмических и тактильных ощущений

15 минут

не менее 2 раз в неделю

Воспитатели

Рисование, лепка

Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребёнка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребёнка), рассматривание семейных фотографий.

Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завёрнутой бумаге. Главное- привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (Ой! Ай! УУ!), расположить к речевому подражанию, повторение наряду с лепетными-обычных слов.

Самоидентификация ребёнка

Установление межличностного контакта, развитие начальных речевых навыков

Адреса НПО

1) Социально-профессиональный лицей "Строитель" г. Екатеринбург, ул. Артинская, 26, тел. 8 (343)353-67-95, 89041782774

2) Профессиональное училище " 23 (швея, обувщик по ремонту обуви), г. Екатеринбург, Эльмаш, Шевская, 13. тел. 334-74-33, 334-86-17, 334-93-84

3) Училище "Рифей" (оператор ЭВМ), г. Екатеринбург, пер. Корейский, 6. тел. 89122638394, 218-41-62

4) Профессиональное училище № 71 (столяр), г. Екатеринбург, пгт. Широкая Речка, ул. Удельная, 5. тел. 357-00-44,357-00-84,357-00-36,357-00-39

Нормативные документы федерального уровня

Нормативные документы регионального уровня

Нормативные документы муниципального уровня

Инклюзивное образование

Материально-техническое обеспечение инклюзивного образования